МОТИВАЦИЯ ТАНЦОРА 3-7 лет. ЧТО МОЖЕТ ТРЕНЕР И РОДИТЕЛЬ?☝
Для того, чтобы лучше воспринять информацию, нам нужно определить общее понятие мотивации.
Мотив – это то, что провоцирует нас к какому-либо действию, или осознанное желание, та причина, почему мы хотим что-то делать, чем-то заниматься, чего-то достигать.
Итак, понятие мотивации в танцевальной психологии это:
• желание тренироваться;
• желание достигать результата;
• желание преодолевать трудности, которые неизбежно возникают на этом пути;
• желание идти вперед (делать спортивную карьеру) и т.д.
Вы, наверное, уже задумались, о какой мотивации может идти речь у 5-6-тилетнего ребенка? При чем здесь карьера, желание тренироваться, трудности?
Абсолютно с вами согласен! В каждом возрасте и в каждом отдельном случае имеет место разная мотивация, разные желания. Но есть и исключения! Поэтому утверждать, что пятилетний танцор не стремиться к спортивной карьере, я не буду. Может он родился и вырос в семье чемпионов, и у него стремление побеждать, как говориться, в крови.
Индивидуального подхода, конечно же, никто не отменял, но мы рассмотрим наиболее часто встречаемые ситуации.
Итак, дети первого года обучения, которым приблизительно от 5 до 7 лет, в случае низкой мотивации танцора наблюдается следующее:
1. Нежелание идти на тренировку, или ребенок идет без интереса (скорей бы она закончилась);
2. На тренировке танцор не работает (отсутствует внимание, физический тонус, настроение, активность включается только во время игр);
3. Ищет причины не идти на тренировку (болит нога, голова и т.д.);
4. Не имеет желания принимать участия в турнирах и жизни коллектива.
Перед тем, как заняться повышением мотивации маленького танцора, следует определить причину низкой мотивации, которой могут быть:
А) Позиция родителей по отношению к его танцевальной деятельности, результатам, тренерам:
В данном случае если родители, (а для мальчиков еще особо важным является и мнение отца) не проявляют интереса к танцевальной деятельности своего ребенка, соответственно юному танцору и незачем к чему-то стремиться и стараться. Все равно никто не заметит! Часто бывает и на оборот, что не менее плохо: чересчур высокая увлеченность родителей танцевальной деятельностью ребенка. Такое ощущение, что больше хотят танцевать родители, чем сам малыш. Дома и перед тренировкой происходит постоянное чрезмерное психологическое, а иногда и физическое давление не ребенка. Например: « вон посмотри — Юра лучше, чем ты танцует, не будешь хорошо заниматься, не куплю …, накажу, не поедешь…, не пущу и другие виды шантажа». Такие родители очень часто подходят к тренеру, практически после каждого занятия, и спрашиваю «а как сегодня?». В данном случае мотивации родителей так много, что танцору своя не нужна!!!
И в первом и во втором случае, как и в любых крайностях, результат остается один и тот же – низкая мотивация у танцора.
Задача как тренера состоит в том, что бы проанализировать ситуацию, помочь танцору, поговорив с родителями, дать им больше информации об особенностях спортивного танца или, что еще проще, отправить их к спортивному психологу, который разберется в причинах, следствиях и обязательно поможет маленькому танцору и его родителям. И особенно важно сэкономит уйму времени и энергии тренеру.
Б) Позиция и методы работы тренера:
Еще одним важным условием мотивации танцора есть сам тренер, который своими действиями может понижать или повышать мотивацию ребенка.
Сейчас же я хочу обозначить ошибки тренера, которые могут понизить мотивацию танцора:
• Внушение танцору, что результат зависит не от его стараний в зале, а от таких явлений как: уровень партнер(а/ши), финансовые возможности, настроя родителей, качества судейства и т.д.;
• Некорректное поведение тренера в зале во время тренировки: психологическое насилие (унижающие слова в адрес танцора, высмеивание особенно в присутствии других детей, унижающая критика, постоянные замечания без похвалы)
• Демонстрация тренером низкой мотивации, которая проявляется в: опозданиях на занятия, отсутствии четкой методики проведения занятий, отсутствии дисциплины, а соответственно авторитета тренера, раньше отпустил детей с занятий, позже начал, не анализирует результаты выступлений детей, не работает индивидуально, часто разговаривает по телефону во время тренировки и т.д.
• Отсутствие сплоченности в коллективе. Дети такого возраста идут в зал в основном общаться, получать удовольствие, узнавать, что-то новое, делиться впечатлениями и т.д. Вспомните себя в таком возрасте и вы сможете понять, как создать интересный коллектив, в который хочется бежать и развиваться. Ведь с помощью коллектива гораздо легче формировать высокую мотивацию у танцора.
• Отсутствие интереса к личности танцора: не спрашивает, почему пропустил занятие, не хвалит, не обращает внимание на нарушения дисциплины, конфликты в паре, не анализирует турнирное выступление, не обращает внимание на эмоциональное состояние танцора во время тренировки и т.д.
Проанализировав вышеописанные ошибки вы поймете, что от тренера, в большей степени чем от родителей, зависит мотивация танцора.
Существует только один момент, на который тренер не может влиять -это индивидуальный характер танцора, сложившийся благодаря специфике воспитания. Даже при искусном владении психологическими приемами, тренер не может повлиять на характер танцора в связи с тем, что те или иные черты в его характере формируются, а главное, поддерживаются той моделью взаимоотношений, которая сложилась в его семье. Согласитесь, что в семье танцор находится чаще, чем в тренировочном зале.
Верно так же и другое явление: чем больше тренер создает для танцора специальных (подходящих, благоприятных) условий, тем больше это означает, что высокая мотивация есть у самого тренера, и это дает повод танцору бессознательно снижать мотивацию.
Если ситуация вас выводит из состояния равновесия, Вы всегда можете обратится к спортивному психологу, который подскажет как изменить ситуацию и сохранить при этом состояние внутренней гармонии.
#практическиесоветы_https://vk.com/dance_center_izhevsk